• Мотоцикл

    Раньше я никогда не ездил на мотоцикле, но сейчас решил научиться водить его по трем причинам: Здесь снег выпадает редко, можно комфортно ездить на мотоцикле даже зимой. Собственно, на велосипеде так и езжу каждый день круглый год. Парковка машины в городе стоит 1-5 евро/час, а мотоцикла — обычно бе…
    • Уроки мото-вождения

      Уроки мото-вождения

      90 минут практических занятий на мотоцикле стоят 120€. Аналогичное на машине - 100€. На мотоцикле дороже, потому что ученик на мотоцикле, а инструктор — на машине. Двойная амортизация и расход топлива.

      Если я учусь на категорию А (любые мотоциклы), то первые занятия должны быть на легком мотоцикле (A1), потом на среднем (A2), потом на тяжелом (A). Но в моей автошколе легкий мотоцикл не завелся из-за севшего аккумулятора. Поэтому инструктор выкатил мне средний мотоцикл (Honda, модель не запомнил), объяснил мне, как выжимать сцепление, переключать передачи, тормозить.

      • Готов? Езжай.
      • По оживленной улице? Сам?Не, я не готов.
      • Опыт езды на скутере с автоматической коробкой передач (вариатором) тут не очень поможет. Дотолкал мотоцикл до соседней улицы, где машин и пешеходов поменьше.
      • И целый час я ездил по этой улице туда-обратно, стараясь одновременно смотреть вперед, по сторонам, на приборы, рулить, выжимать сцепление, переключать передачи, тормозить ручным и ножными тормозами, разворачиваться, при этом не попасть в аварию и не уронить мотоцикл. Пару раз заглох, но что-то стало получаться.
      • В моем мотоцикле был WiFi-передатчик, подключенный к диагностическому разъему, поэтому инструктор на его смартфоне видел, на какой передаче я еду и что нажимаю. Но управлять мотоциклом он не мог. Только советовал мне по рации, что делать.

      Второе и третье занятия

      • На этом и всех последующих занятиях я ехал на мотоцикле по дороге, а инструктор сзади на машине, указывая мне по рации, куда ехать и что делать.
      • Поехали по городу.
      • Выехали за город. Скорость 70 км/ч. Хотел было испугаться, но некогда, надо смотреть за обстановкой.
      • Приехали на пустую парковку в промзоне.
      • Разгонялся до 30 км/ч и экстренно тормозил только ручным (передним) тормозом или только ножным (задним).
      • Упражнение "доска": ехать со скоростью 5 км/ч. по тонкой линии. Для меня это самое сложное: при такой маленькой скорости мотоцикл норовит завалиться набок или заглохнуть. Нужно постоянно играть сцеплением и держать равновесие туловищем. Рулить нельзя, иначе съеду с линии.
      • Упражнение "змейка": аналогично предыдущему заданию, только надо сильно рулить, чтобы ехать зигзагами между конусами.
      • Потом расставил конусы подальше и аналогично змейке, только уже на скорости 25 км/ч. Называется "слалом". И тут у меня щелкнуло в голове: точно, блин, это же и есть слалом! Представил себя горнолыжником, тем более, что я точно в такой же экипировке. Разогнался, привстал на переднюю часть стопы, колени чуть согнуты, обхватил ими бензобак, слегка наклонился вперед. Еду прямо на конус, за полметра до него слегка приседаю, толкаю мотоцикл правым коленом влево, распрямляюсь, туловищем делаю контр-перенос вправо, толкаю мотоцикл левым коленом вправо, контрперенос влево и т.д. Получается что моя голова идет по прямой, а ноги с мотоциклом выписывают карвинг. На жаргоне называется "танцевать". Я даже не задумывался об этом, а сделал просто на рефлексах от горных лыж. С первого раза прошел идеально. Не ожидал такого. Инструктор настолько офигел, что похвалил меня. И это был единственный раз, когда меня похвалили. Всё остальное время он только критиковал или когда я все делал правильно — молчал.
      • Дальше я ездил восьмеркой, по кругу, проходил лосиный тест с объездом препятствия и возвратом на исходную траекторию, с торможением и без и т.д.

      Не идеально, но что-то получается.

      Четвертое и пятое занятия

      Аналогично предыдущему, но уже на тяжелом спортивном BMW R 1250 RS. Зачем нужен такой мотоцикл в обычной автошколе — не знаю. На нем же убиться запросто.

      Весит 250 кг. Если упадет набок — запросто ногу сломает. Хотя к весу я вроде привык.

      Вторая проблема — 134 лошадиные силы. Для мотоцикла это примерно как 500 лошадиных сил для автомобиля. Очень много! Ручкой газа управлять сложно: чуть ее трогаю — мотоцикл с ревом прыгает вперед и через секунду уже 40 км/ч. Было страшно в кого-нибудь влететь так, поэтому держал большую дистанцию до впередиидущей машины.

      Третья проблема — так получилось, что шел дождь, было скользко, плохо видно и неприятно.

      Шестое занятие

      Ездили по городу: в жилой зоне, где много перекрестков и разных знаков. Нужно соблюдать безопасность, скорость, приоритет и пр. То же самое, как и при обучении вождению машины.

      В прошлый раз был дождь, а сейчас солнечно и +30. В черном плотном мотокостюме — очень жарко.

      Седьмое занятие

      Поехали за город. Сначала по шоссе 100 км/ч, потом по автобану 130 км/ч. К управлению я уже привык, сложность только от встречного потока воздуха, который сносит.

      Инструктор сказал, что у меня все хорошо получается, 10 обязательных занятий можно не посещать, а идти на экзамен,когда я хочу. Вспоминая, что экзамен на автомобиле я сдал лишь с пятой попытки, а на мотоцикле экзамен еще дороже (350€ за каждую попытку), я взял еще 3 занятия, на которых был микс всего вышеуказанного: ездил по городу, автобану, змейкой, слаломом и т.д.

      В качестве бонуса учился делать контрруление: это когда для поворота в одну сторону сначала надо немного повернуть руль в противоположную сторону, а уже потом в нужную. На экзамене это не надо, инструктор этому не учит, я сам посмотрел видео на Youtube и тренировался это делать для того, чтобы в экстренной ситуации при крутом повороте уменьшить радиус поворота и не вылететь с дороги.