В Германии по российским международным правам можно ездить только в двух случаях:

  1. туристу по шенгенской визе.
  2. или по национальной визе, но только в течение полугода после первого въезда.

Вместе с правами необходимо предъявлять загранпаспорт с визой и штампом о въезде. Без этого права недействительны, а езда без прав наказывается очень строго.

Для получения немецких прав надо заново учиться в автошколе и сдавать строгий экзамен.

  • Мотоцикл

    Раньше я никогда не ездил на мотоцикле, но сейчас решил научиться водить его по трем причинам: Здесь снег выпадает редко, можно комфортно ездить на мотоцикле даже зимой. Собственно, на велосипеде так и езжу каждый день круглый год. Парковка машины в городе стоит 1-5 евро/час, а мотоцикла — обычно бе…
    • Практический экзамен

      Практический экзамен

      Boris

      На экзамен записаться можно только через инструктора. 125 € экзаменатору и 220 € автошколе за инструктора, мотоцикл и автомобиль. Суммарно 345€ за каждую попытку.

      В назначенный день за полчаса до начала экзамена я приехал в автошколу и переоделся в свою мотоодежду. «Мой» мотоцикл оказался на техосмотре, а мне дали эндуро-мотоцикл BMW F 700 GS, он чуть легче и слабее, чем на котором я учился. Поехал на мотоцикле в TÜV. Инструктор — на машине сзади.

      Пришел экзаменатор.Дружелюбный, но строгий. Проверил мой паспорт и вид на жительство. То есть туристу экзамен сдать нельзя.

      Экзамен только на немецком языке.

      Хотя теорию я уже сдавал отдельно, но еще раз задали некоторые вопросы:

      • Что надо проверить перед началом поездки?
      • Целостность покрышек, глубину протектора…
      • Какая именно?
      • Минимум 1.6 мм.
      • Как это проверить без микрометра?
      • С помощью монеты 1 евро, ее желтый ободок как раз такой толщины.
      • Что еще надо проверить?
      • Давление в шинах...
      • Какое именно?
      • В зависимости от времени года, температуры воздуха, количества пассажиров, дороги и пр.
      • Вот здесь и сейчас какое рекомендованное давление?
      • 2.5 бара
      • Что еще надо проверить?
      • Номерной знак читаемый, стоп-сигнал работает…
      • Он же сзади, как его проверить самому?
      • Ладонь поднести к стоп-сигналу, другой рукой нажать ручной тормоз, ладонь должна быть освещена. Повторить для ножного тормоза.
      • Какая степень натяжения цепи должна быть?
      • При нажатии снизу вверх прогибаться на 2-3 см.
      • Что это за жидкость в бачке?
      • Тормозная жидкость.
      • Если она чуть понизится, что это означает?
      • Тормозные колодки или диски сточились.
      • Sehr gut. Когда будете готовы — езжайте.

      Волнения не было. Я был хорошо подготовлен и уверен, а всё было аналогично практическим занятиям: я на мотоцикле, инструктор с экзаменатором на машине за мной, смотрят на меня и в смартфон за моими датчиками, указывая мне по рации, куда ехать и что делать. По городу, в зону «30» с кучей перекрестков. Повторять не буду, смотрите мое видео про экзамен на машине.

      Дальше упражнение «Трогание в горку». Приехали на улицу под наклоном градусов 5. Остановился. Надо одновременно отпускать тормоз, отпускать сцепление и увеличивать газ, чтобы тронуться в горку, не откатиться назад, не заглохнуть.

      Дальше поехали на автобан, перед въездом надо разогнаться до 80-100 км/ч, плавно вписаться в поток и разогнаться до 130 км/ч.

      Выехали с автобана, приехали а ту же самую парковку, где я всегда тренировался, те же упражнения:

      • "Доска": ехать со скоростью 5 км/ч. по тонкой линии, не рулить, не заглохнуть, ногами земли не касаться.
      • "Змейка": ехать со скоростью 5 км/ч зигзагом между 6-ю конусами на расстоянии 3 метра. Конусы не сбивать, не пропускать, не заглохнуть, ногами земли не касаться.
      • «Слалом»: аналогично «змейке», но скорость 30 км/ч, а расстояние между конусами 5 метров.
      • «Лосиный тест» без торможения: скорость 50 км/ч, у первого конуса резко вильнуть в сторону, объехать второй конус на расстоянии 3 метра, вернуться на прямую до третьего конуса. Не упасть, не уехать в сторону, не сбить конус.
      • «Лосиный тест» с торможением: аналогично предыдущему, но слегка притормозить, а конус на расстоянии 2 метра.
      • «Круг» радиусом 3 метра. Ездить внутри на первой передаче без газа (примерно 10 км/ч). Сначала в одну сторону, потом в другую. Не упасть, не выехать за круг, не касаться ногой асфальта.
      • «Аварийное торможение». Разогнаться до 50 км/ч, у первого конуса со всей силы тормозить ножным и ручным тормозами, чтобы сработала ABS. Необходимо остановиться до второго конуса. А также не забывать сцепление, чтобы не заглохнуть. Крепко держаться в седле, чтобы не улететь вперед лицом в асфальт. Не рулить и не наклоняться, чтобы не упасть.
      • Последнее упражнение «поперечная парковка задним ходом». У мотоциклов нет задней передачи, поэтому надо заглушить двигатель, слезть с мотоцикла, толкать вперед налево, потом назад направо, поставить на подножку. Главное - не уронить тяжелый мотоцикл набок.

      Все упражнения я выполнил без ошибок. Если бы была ошибка на площадке, то экзаменатор сказу бы об этом сказал и дал бы вторую попытку. Вторая ошибка на том же упражнении — не сдал.

      Суммарно заняло минут 40. Вернулись в TÜV. Вердикт — «сдал». Выдали справку о сдаче, я ее отсканировал и отправил по email в Führerscheinstelle. Через 2 дня домой прислали пластиковые права с категориями АМ, А1, А2, А, L и B. Это означает что могу ездить на любой 2х и 3х колесной технике, квадроциклах, некоторой сельскохозяйственной технике, автомобилях до 3.5 тонн с легким прицепом.

      Всего на получение категории А в дополнение к В потратил 100€ автошколе,10 занятий по 120€, теоретический экзамен 22€, практический - 345€. Суммарно почти 1700€ плюс мотоодежда.

      По сравнению с правами на автомобиль это недорого, но тут надо учесть, что мне не нужно было заново проходить тест на зрение, курсы первой помощи, теорию частично зачли. Ну а самое главное — я уже научился правильному поведению на дороге.