В Германии по российским международным правам можно ездить только в двух случаях:

  1. туристу по шенгенской визе.
  2. или по национальной визе, но только в течение полугода после первого въезда.

Вместе с правами необходимо предъявлять загранпаспорт с визой и штампом о въезде. Без этого права недействительны, а езда без прав наказывается очень строго.

Для получения немецких прав надо заново учиться в автошколе и сдавать строгий экзамен.

  • Автомобиль

    Перевести (20€) и эвалюировать (20€) российские права Пройти тест на зрение (8€) Учиться на курсах первой помощи (30€) Записаться в автошколу (200€) Подать документы на права (40€) Выучить теорию (0-200€) Сдать теоретический экзамен (14€) Ездить с инструктором 8-15 полуторачасовых уроков по 100€/уро…
    • Практический экзамен

      Практический экзамен

      Boris

      Когда инструктор считает, что я готов к экзамену в TÜV, он разрешает туда записаться. Запись только через автошколу, они сами отправляют запрос и получают Termin. Дату и время выбрать нельзя! Моей автошколе назначают экзамены раз в 2 недели. Каждому экзаменующемуся своё собственное время с шагом 45 минут.

      В 2020 году экзаменатору надо было платить 90€, в 2021 - 117€ . И еще примерно 200 € автошколе за предоставление автомобиля и инструктора. Почему так дорого 200€ за 45 минут - я не понимаю. Ведь то же самое при обычном вождении 45 минут стоят 50€, а тут в 4 раза дороже. Но спорить бесполезно, об этом было написано в приложении к контракту с автошколой.

      Экзамен суммарно стоит примерно 300€ за каждую попытку. Очень дорого.

      Если опоздать или пропустить без уважительной причины - деньги не вернут, за следующую попытку надо платить заново.

      Никаких взяток. За попытку дачи - уголовная ответственность. Кто из экзаменаторов у кого будет принимать - назначается рандомно непосредственно перед экзаменом.

      Как проходит экзамен:

      1. Похоже на обычное вождение. Инструктор так же сидит рядом, но молчит и ничего не делает.
      2. Я сажусь на водительское место, регулирую сиденье, зеркала, вылет руля.
      3. Приходит экзаменатор, здоровается, садится на заднем сидении сзади инструктора, чтобы видеть меня и приборы.
      4. Он очень приятный: разговаривает вежливо, пытается шутить, разговаривать на отвлеченные темы. Такое впечатление, что мой старый друг. Он не обязан это делать, но обычно делает, чтобы снять напряжение, чтобы я чувствовал себя спокойно, уверенно и не нервничал. Непосредственно перед экзаменом я немного нервничал, но уже во время экзамена был совершенно спокоен.
      5. Экзамен только на немецком языке, никак иначе, даже если экзаменатор знает другие языки. Поэтому надо заранее выучить несколько сотен типовых фраз.
      6. В автошколе сказали, что надо принести с собой только паспорт. Но это касается только граждан Германии. Для иностранцев, во-первых, нужен загранпаспорт. Во-вторых, вид на жительство, поэтому обычный турист не может получить немецкие права. Мой инструктор про ВНЖ ничего не сказал, но экзаменатор без ВНЖ не допустил бы до экзамена!
      7. Инструктор проверяет мои документы, экзамен начинается.
      8. Маршрутный компьютер авто переключают в специальный режим "экзамен". Если инструктор нажмет на любую педаль - раздается противный писк, и экзамен считается проваленным.
      9. "Я не очень хорошо говорю по-немецки, поэтому говорите, пожалуйста, медленно и внятно".
        "OK. Kein Problem"
      10. Спрашивает меня про устройство автомобиля: например, как включается аварийка, обогрев заднего стекла, противотуманные фары, фонари и пр. Это я всё знаю.
      11. Также спросил, какое давление сейчас в шинах. Выходить из машины и мерить манометром не надо - это указано в маршрутном компьютере, инструктор меня этому учил.
      12. Под капот лезть тоже не надо, это никогда не спрашивают.
      13. Также мне задал вопрос из теоретического экзамена про минимальную глубину протектора. Это я хорошо выучил. 1.6 мм.
      14. Дальше типовая фраза "Когда будете готовы - трогайтесь и выезжайте на ту дорогу. Если я ничего не говорю - езжайте всё время прямо. Понятно?". "Да, понятно".
        Но тут есть подставы, поэтому я уточню:
        1. Ехать прямо, если движение прямо возможно.
        2. Если круговой перекресток, то второй съезд.
        3. Если прямо ехать нельзя, то надо ехать по главной дороге.
        4. Если прямо нельзя, а главной дороги нет - направо, потому что это безопаснее, чем налево.
        5. Если направо тоже нельзя - тогда куда можно.
        6. Спросить "куда ехать на этом перекрестке" можно, но не нужно, потому что это означает, что вы не понимаете вышеуказанного алгоритма. Раз-два простят, а больше - запишут минусом.
      15. Пристегнулся, завел двигатель, посмотрел во внутреннее зеркало, наружное, включил поворотник, сделал Schulterblick (поворот головы, чтобы проверить, что в слепой зоне никого нет), тронулся.
      16. Подкатился к выезду на дорогу, пропустил пешеходов, велосипедистов, машины, выехал на дорогу.
      17. Немного покатались, заехали в жилую зону.
        1. Тут надо учесть, что бывает знак "30", он действует до ближайшего перекрестка.
        2. Бывает знак "30" и продолжительность действия, например, "200 метров", он действует указанное количество метров.
        3. Бывает знак "зона 30", он не зависит от перекрестков и действует до знака "конец зоны 30".
        4. Бывает знак "жилая зона", там можно ехать только на первой передаче со скоростью пешехода до знака «конец жилой зоны»
      18. Если жилая зона закончилась и нет помех или опасностей, то надо ехать с максимально разрешенной скоростью (ну или хотя бы на 5 км/ч медленнее). Если при разрешенных в городе 50 продолжать ехать 30, то будет минус. Один или два таких косяка простят, а потом отправят на пересдачу, а то и на повторную сдачу теории.
      19. Если дорога узкая, и много припаркованных машин, то надо ехать 10 км/ч, даже если по знакам можно быстрее. Потому что из-за машин на дорогу могут внезапно выскочить дети.
      20. Если превысить разрешенную скорость на 2-3 км/ч, будет минус. Если превысить больше - уже незачет.
      21. Многие перекрестки равнозначные, даже если там тупик и одна машина в день. Это сделано специально, чтобы не гоняли, и чтобы всегда у всех была «помеха справа» (в Германии это называется «правый перед левым»).
        Но есть и исключения: если на дороге перед перекрестком низенький бордюр и обычно брусчатка, то это равнозначно «уступи дорогу», даже если знаки не установлены.
      22. Многие перекрестки просто не видны. Например, идет живая изгородь, а за ней внезапно проезд шириной 2 метра. Даю подсказку: издалека такой перекресток можно заменить только по маленькой табличке на столбе с названием улицы. К такому надо подползать на первой передаче со скоростью 5 км/ч и быть готовым остановиться.
      23. Если у вас в жилой зоне главная дорога или равнозначный перекресток вправо хорошо просматривается и там нет машин, тогда вы имеете преимущество, но должны соблюдать осторожность и вместо 30 км/ч ехать на второй передаче примерно при 20 км/ч.
        Такое же правило и для односторонней дороги вправо, но очень часто такая дорога односторонняя только для машин, а для велосипедистов двусторонняя, в этом случае опять же надо учитывать «помеху справа».
      24. На зебре надо всех пропускать, даже если человек только собирается подойти к переходу.
      25. Если же пешеходный переход без светофора и без зебры, то там надо пропускать только детей и пожилых, а обычных взрослых не надо пропускать. Если их пропустить - будет минус.
      26. Если красный светофор с зеленой табличкой-стрелкой, а вам направо, тогда надо остановиться минимум на 3 секунды, убедиться, что нет помехи, потом повернуть. Даже если красный свет горит.
      27. Если знак "стоп" без светофора, то нужно остановиться на стоп-линии. Если стоп-линии нет, то перед выездом на дорогу. Но если при этом есть плохо просматриваемая велодорожка или тротуар, то нужно сделать "стоп" 2 или 3 раза минимум на 3 секунды!
      28. Любимое действие экзаменатора - загнать меня в жилую зону, молчать и смотреть, как я проезжаю перекрестки, чтобы я правильно уступал дорогу, правильно пользовался своим преимуществом проезда, правильно разъезжался со встречными машинами на узкой дороге. А также так, чтобы в конце дороги был знак "движение запрещено, кроме проживающих". Поскольку я не проживаю там, то мне запрещено туда ехать, надо свернуть куда-нибудь.
      29. Любое нарушение, касающееся безопасности - не сдал. Разрешается только несколько незначительных нарушений, например, заглохнуть при трогании, криво припарковаться, но правильно припарковаться со второй попытки, ехать на 10 км/ч медленнее максимально разрешенной скорости, если нет опасности.
      30. На перекрестках при повороте налево машины должны ехать в лобовую атаку друг на другу, а перед серединой перекрестка повернуть налево, то есть разъезжаться правыми бортами. В России - по-другому: надо ехать по своей полосе и после этой машины повернуть налево, то есть разъезжаться левыми бортами.
      31. В общем, так меня погоняли по жилой зоне, припарковался задом вдоль и поперек дороги.
      32. Поехали на автобан. На полосе разгона надо разогнаться минимум до 80-100 км. и регулировать свою скорость так, чтобы аккуратно вписаться в поток без торможения. Иначе минус.
      33. На автобане ехать надо с максимально разрешенной скоростью. Если лимита нет, то 120-130 км/ч.
      34. Ехать надо всегда по правой из возможных полос в нужном мне направлении. Тут есть подставы. Во-первых, иногда есть электронное табло со знаком "движение по полосам", который разрешает движение по правой полосе обочины - значит, надо ехать по ней, иначе минус. Во-вторых, есть знак выезда с автобана и опять же «движение по полосам», то есть одна или две правые полосы уезжают с автобана. И если вам надо ехать прямо, то нужно перестроиться левее на правую из полос, едущих прямо.
      35. Опережение справа запрещено. В России можно без выезда из занимаемой полосы опередить другую машину справа. В Германии нельзя! Например, если кто-то слева едет 100 км/ч, а я справа 120 км/ч, то я должен притормозить до 100 км/ч даже если впереди все свободно.
      36. При любом перестроении надо посмотреть в салонное зеркало, наружное, включить поворотник, сделать Schulterblick (поворот головы, чтобы проверить, что в слепой зоне никого нет). Даже если на автобане еду по обочине, а справа начинается полоса торможения, на которой ну никого не может быть в слепой зоне справа, все равно нужно поворачивать голову. В реальности так, конечно, никто не делает, но на экзамене это обязательно.
      37. Выехал с автобана, поехал в промзону. Там на пустой дороге экзаменатор сказал разогнаться до 30 км/ч, а потом по его команде аварийно затормозить. Надо давить на тормоз со всей силы так, чтобы сработала АБС. И при этом не забыть про сцепление, чтобы двигатель не заглох.
      38. Наконец-то поехали обратно.

      Экзамен длится от 35 минут до часа. Если накосячить, то экзаменатор может прервать экзамен. А может и продолжать, хотя это уже мне не поможет. Разве что просто потренироваться.

      Экзаменатор обычно весело болтает с инструктором и якобы не обращает на меня внимания. Но при этом четко следит за спидометром, поворотом моей головы, пешеходами, машинами. И потом всё-всё-всё напишет в результатах.

      Мой результат - «не сдал». Объяснил мне, почему именно. Это, действительно, мои косяки, экзаменатор судил строго, но справедливо. Следующая попытка не ранее, чем через 2 недели, но инструктор рекомендует не менее месяца и потренироваться не менее 4 раз.

      • OK. Взял несколько уроков у инструктора, через месяц - второй экзамен. «Не сдал».
      • Третий - «Не сдал».
      • Четвертый - «Не сдал».
      • Пятый - «Сдал».

      Обычно сдают все-таки с первой, второй или хотя бы третьей попытки. Инструктор говорит, что новичок быстрее научится с нуля, чем я переучу свои навыки и привычки. Это, действительно, так. За 20 лет вождения в Москве я уже довел свои навыки до автоматизма и мне очень сложно переучиваться.

      После успешной сдачи экзамена могут сразу же выдать права. А могут и выдать справку об успешной сдачи экзамена. По этой справке ездить нельзя, она нужна только для того, чтобы по ней получить ваши права в Führerscheinstelle, то есть там, куда подавали документы на права.

      Благодаря карантину, наконец-то начали развиваться дистанционные услуги. Уже не обязательно лично ехать в Führerscheinstelle, я просто отправил им по email скан справки о сдачи экзамена и попросил прислать права по почте. Через 3 рабочих дня права оказались у в моем почтовом ящике.

      Update: с 2021 года стоимость экзамена повысили с 90 до 117€, потому что раньше экзаменатор писал шариковой ручкой в бланке, а теперь на планшете в специальной программе. Фактически экзаменатор заполняет опросник типа

      • "повернул ли экзаменуемый голову перед поворотом",
      • "с какой максимальной скоростью ехал в зоне 30",
      • "на какой скорости подъехал к равнозначному перекрестку"
      • и т.д.

      А программа уже сама считает штрафные баллы и сдал / не сдал. Подробные результаты в цифровом виде доступны автошколе и ученику. Подробнее про нововведения гуглите "Optimierte Praktische Fahrerlaubnisprüfung".