• Бюрократия

    Есть стереотип, что в Германии бюрократия. Давайте разбираться. Например, в России многие жалуются на дороги, что по весне асфальт сходит вместе со снегом, тротуарная плитка через месяц проваливается, везде грязь, а на следующий год надо опять миллионы тратить на ремонт. Так это потому, что не соблю…

    Бюрократия

    Есть стереотип, что в Германии бюрократия. Давайте разбираться.

    Например, в России многие жалуются на дороги, что по весне асфальт сходит вместе со снегом, тротуарная плитка через месяц проваливается, везде грязь, а на следующий год надо опять миллионы тратить на ремонт. Так это потому, что не соблюдают технологию: кое-как насыпали землю, сверху в лужу кинули асфальт и всё.

    В Германии такую работу, конечно, не примут - заставят переделывать и выплатить огромный штраф. Но это не бюрократия, а соблюдение закона. Если сказано, что строительная компания должна насыпать щебня, утрамбовать, насыпать песка, опять утрамбовать, в сухую теплую погоду положить черновой слой асфальта, потом чистовой, сделать разуклонку, ливневую канализацию, нанести разметку - значит, так и будет. И такая дорога прослужит десятилетия, что будет гораздо дешевле, чем ежегодно ремонтировать дорогу и разбитую подвеску автомобилей. На современных дорогах даже во время ливня нет луж, потому что сделана разуклонка, и вода сразу же стекает. Дома можно спокойно ходить в уличной обуви, потому что тротуары чистые из-за того, что газон находится ниже бордюра, на газонах не паркуются, а если после посадки деревьев/кустов есть открытая земля, то ее засыпают мульчей (опилками или измельченной корой).

    Такие же строгие требования к продуктам в магазине, поэтому даже самая дешевая колбаса за 3 евро/кг будет безопасная, вкусная и из мяса, а не мясосодержащий продукт из сои, туалетной бумагой и пальмового масла.

    Другой пример: в Германии часть налогов идет в местный бюджет, поэтому нужна прописка. Для этого надо прийти в ратушу с паспортом и показать свидетельство о собственности или договор аренды. Это бесплатно, электронная очередь обычно не более 10 минут. Не вижу в этом бюрократии.

    С получением вида на жительство в Ведомстве по делам иностранцев (Ausländerbehörde, АБХ) сложнее. Просто так придти нельзя, чтобы не создавать толпу. Сначала надо назначить Termin (точную дату и время встречи). Обычно только по телефону, но недавно сделали электронную запись на сайте. Зарегистрировался, записался, в ответ сайт мне сообщил, что мой запрос принят в обработку. Через неделю (!) мне прислали бумажное (!!!) письмо, что Termin назначен через 3 недели. В письме был список документов, которые необходимо иметь с собой: загранпаспорт, прописка, рабочий контракт, справка от работодателя о начислении зарплаты за прошлый месяц, справка из школы, что ребенок там учится. Ничего лишнего, всё необходимо. Подготовить эти документы несложно. В назначенное время приехал, подождал минут 10, документы проверили, пальчики откатали. Через месяц прислали бумажное письмо с новым Termin, чтобы забрать у них готовым вид на жительство. Не очень быстро, но всё по закону. Отношение доброжелательное. Если я что-то не понимал по-немецки, спокойно повторяли еще раз медленнее или переходили на английский.

    Все организации любят писать бумажные письма. Например, в ратуше прописался, в банке открыл счет, заключил договор с сотовой. Нигде ничего сразу не дали. Все бумажки, договоры, банковскую карту, пин-код, сим-карту и прочее прислали через несколько дней бумажными письмами. В неделю мы получаем десятки бумажных писем, причем не спам, а явно адресованных нам: всякие уведомления, напоминания, счета. Представьте, что какая-нибудь соцсеть вам постоянно шлет уведомления: у вас есть запрос в друзья, вашу запись кто-то лайкнул, кто-то написал комментарий, у кого-то день рождения и т.д. Только уведомления в бумажных письмах, а отписаться нельзя.

    Контракты на газ, электричество, интернет, сотовую связь бывают предоплатные, но это дорого. Чтобы получить скидку, надо заключить контракт минимум на 1-2 года и раньше его расторгнуть невозможно. Для расторжения после этого срока надо письменно уведомить провайдера минимум за 3 месяца до истечения срока контракта, иначе он автоматически продлится еще на год.
    По этим контрактам вручную оплачивать не надо - компании сами списывают деньги с моего банковского аккаунта, это называется прямой дебет SEPA. С одной стороны удобно, что не надо заботиться о своевременной оплате. С другой: надо заботиться, чтобы на счету всегда была необходимая сумма с большим запасом, потому что ежемесячные суммы списаний зависят от потраченных ресурсов по счетчикам и заранее не всегда известны. Некоторые компании типа Volkshochschule за обучение на языковых курсах списывает деньги не помесячно, а, допустим, 500 евро за семестр, но неизвестно в каком именно месяце это произойдет. Если нужной суммы на счету не окажется - будут штрафы и испорченная кредитная история.

    Раньше в Кельне проездной на общественной транспорт можно было купить только в кассе, а разовые билеты только автомате, а потом их компостировать. Лишь в прошлом году выпустили приложение, в котором можно онлайн смотреть расписание, прокладывать маршрут и покупать билеты.

    В целом в Германии с бюрократией не вижу никаких проблем, лишних документов не требуют, всё чётко, правильно и по закону.

    Но есть другие проблемы: консерватизм и слабо развитые IT - надеюсь, что когда-нибудь сделают электронные госуслуги, чтобы можно было никуда не ходить, не звонить, не писать бумажных писем, а все уведомления видеть в личном кабинете и загружать сканы документов на сайт в пару кликов. Кстати, в странах Прибалтики полностью электронный документооборот, в России сайт Госуслуги тоже достаточно продвинутый.